Экскурсия на физико-математический факультет педагогического института им.В.Г.Белинского Пензенского государственного университета

09.11.2012

«НЕ НАУКУ ПРЕВРАТИТЬ В РАЗВЛЕЧЕНИЕ, А В КАЖДОМ

 РАЗВЛЕЧЕНИИ НАЙТИ ЭЛЕМЕНТ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ»

8.11.2012 года учащиеся МБОУ СОШ села Алеево под руководством учителя физики и информатики Салихова И.Ф.  посетили физико-математический факультет педагогического института им.В.Г.Белинского Пензенского государственного университета. Экскурсия была организована с целью повышения интереса к физике, расширения кругозора, знакомства с оборудованием и экспериментальными лабораториями ФМФ, повышения престижа профессии учитель и самого  предмета физика.

В ходе экскурсии ребята посетили музей интерактивных и занимательных наук, лабораторию  оптики и квантовой физики, лабораторию электромагнетизма, лабораторию лекционных демонстраций, компьютерный класс и  лекционные лаборатории.

С музеем интерактивных и занимательных наук знакомил ребят заведующий кафедрой теоритической физики и ОТД, доцент Марко А.А. Он представил учащимся парадоксальные опыты по физике:

   1. Опыт с системой из 15 маятников, длина каждого из которых отличается друг от друга на определенное число.

посмотреть видео 

   2. Модель  волчка, который подчиняется определенным законам, данная модель была представлена В.В. Путину в Новосибирском государственном университете.

посмотреть видео 

    3. Установка для демонстрации свободных и вынужденных колебаний а также условия возникновения резонанса (резкое увеличение амплитуды в следствии совпадения частот)

   4. Представлена экспериментальная задача касающаяся парусника ( под каким углом надо поставить парус, чтобы парусник шел  на встречу ветру).

    5. Рассмотрен физический процесс  с кручением мяча при игре в волейбол, баскетбол, футбол.

   6. Модель американских горок, сделанных студентами ФМФ из подручных материалов(металлопластиковых труб), с помощью которой можно рассчитать минимальную высоту, с которой надо отпустить тело, чтобы оно полностью описало мертвую петлю в данной модели.

посмотреть видео по 3,4,5,6 опытам 

   7. Прохождение по  алюминиевой трубе  обычного болта и магнита (магнит падает гораздо дольше, чем болт, хотя массы  одинаковы). Объяснение полученных результатов в возникновении индукции и токов Фукко в сечении трубки.

    8. Ребята увидели макеты дракончиков, подчиняющихся законам геометрической оптики.

   9. Явление  полного отражения, когда в воду погружают шар, покрытый сажей и его поверхность в воде,  кажется зеркальным.  

посмотреть видео по музею интерактивных и занимательных наук 

Учащиеся участвовали в эксперименте по определению показателя преломления пластины интерференционным способом в лаборатории оптики и квантовой физики под руководством доцента кафедры общей физики Ляпиной Т.В. Особый интерес вызвала установка по исследованию  «космических лучей» (рассеянных гамма-квантов) с помощью счетчиков Гейгера-Мюллера.

Повторяя изученные на уроках физики законы электродинамики, выпускники провели эксперимент по   изучению магнитных полей в лаборатории электромагнетизма.

Выпускники заинтересованно рассматривали оборудование лаборатории лекционных демонстраций, выделили известные им приборы и вспомнили эксперименты, которые показывал им учитель физики.

Посещая лекционные аудитории, компьютерные классы выпускники почувствовали себя студентами ФМФ.